Главная Сведения об образовательной организации Образовательные стандарты Консультация "Новый стандарт в дошкольном образовании"
Консультация "Новый стандарт в дошкольном образовании" Печать E-mail

Консультация «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

«Воспитание служит необходимой

и всеобщей формой развития ребенка.

Воспитание достигает своих целей,

если умеет направить собственную

деятельность ребенка»

(В.В. Давыдов,

советский педагог и психолог,

академик и вице-президент

Российской академии образования,

доктор психологических наук,

профессор.)

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой

обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность,

но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии

с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании»

представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной

целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства

через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей

каждого ребенка.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных

моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по

содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных

последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей

дошкольного возраста. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий

и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную

общеобразовательную программу дошкольного образования. Т.е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую

границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения

основной общеобразовательной программы.

Что является основными целями ФГОС ДО?

 

обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного

образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований

к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

 

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо

от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого

и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы

непрерывного образования России.

Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?

  • поддержки разнообразия детства;

  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

  • полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными

  • и индивидуальными особенностями и склонностями.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

2. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают

в себя:

2.1. Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы

дошкольного образования:

2.2. К развивающей предметно-пространственной среде;

  • предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

  • Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды

деятельности.

2.3. К кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. К материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного

образования;

2.5. К финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального

и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности

к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности

к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным

видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной

мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой

активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,

количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой

родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях

и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов

мира.

3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия

и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление

эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам

художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

4. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,

детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том

числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация

и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию

равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем

ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа

жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при

формировании полезных привычек и др.).

В Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ.

Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики,

и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение

Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных

учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель

рабочей группы по подготовке Стандарта. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного

образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций

и итоговой аттестации обучающихся.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы,

а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка

производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального

развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий

и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих

образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или

профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят

квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения

и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность,

самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое

воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка.

Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности,

желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку

в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к

2.5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными

акселератами,они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они

вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон

Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».