Городская Неделя психологии " Мир во мне. Я в мире" Печать E-mail

СТРАНИЧКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

С 21 по 26 ноября 2016 года проводилась городская Неделя Психологии

"Мир во мне. Я в мире"

 

Отчет о проведении Недели психологии «Мир во мне. Я в мире»

 

Цели:

- поддержание положительного микроклимата в ДОУ;

- повышение интереса субъектов воспитательно-образовательного процесса к психологии;

- демонстрация форм работы и возможностей педагога-психолога ДОУ.

 

Задачи:

- расширение знаний о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека;

-популяризация психологической службы в ДОУ, разъяснение значимости, содержания ее работы в детском саду;

-сплочение педагогического состава, укрепление коллектива;

-психологическая помощь родителям в укреплении взаимопонимания между взрослыми и детьми;

-формирование психологического комфорта детей во время пребывания в ДОУ, адаптация в коллективе, развитие творческого потенциала.

 

Формы проведения:

*работа с плакатами, листовками;

*психологические игры, акции, тренинги и занятия;

*«горячая линия»;

*«почтовый ящик»;

*групповая диагностика участников образовательного процесса.

 

Кол-во участников:

Педагогов – 26 человек;

Детей – 99 человек;

Родителей — 76 человек.

 

Анализ проведенных мероприятий:

Предварительно была проделана подготовительная работа: оформлены стенды «Забор психологической разгрузки», «Дерево добра», «разработаны конспекты занятий с детьми. По этажам и в группах были развешаны педагогические и психологические высказывания.

План мероприятий был согласован и утверждён заведующим. Заранее были развешаны объявления с планом планируемых мероприятий.

Понедельник (21.11.2016г)

С самого утра проходила психологическая акция «Радуга настроения», цель которого вовлечение воспитателей,  детей, родителей в «Настроение», которое живет в детском саду; создание условий для формирования положительной установки, благоприятного психологического и эмоционального благополучия в ДОУ.

Педагогам, детям и родителям предлагалось выбрать цвет по настроению, с которым они пришли в детский сад и приклеить на него стикер.

По всему саду преобладало приятное настроение  - 35% (спокойное — 33%, восторженное — 19%, грустное 13 %, негативное 0%).

При этом у детей и сотрудников преобладало приятное (58% сотрудники, 38% дети), у родителей спокойное — 53%.

Для детей 2-й младшей группы было проведено развивающее занятие «Помощники». Целью занятия было: укрепление кисти и пальчиков, развитие внимания, умения концентрироваться на стихотворных образах, развитие речи при ответе на вопросы, развитие умение подчиняться правилам игры, воспитывать желание помогать взрослым, обучение навыкам взаимодействия со сверстниками с помощью игровых упражнений.

Так же, для родителей была проведена «горячая линия» «Психолог на проводе». В течение отведенного времени родители имели возможность задать свои вопросы педагогу-психологу. Всего поступило 11 обращений. Родители задавали вопросы касающиеся воспитания детей и семейных отношений.

Вторник. 22.11.2016г.

Во второй день всех родителей, детей и сотрудников ждал необычный «Забор психологической разгрузки». Здесь все все желающие родители и сотрудники высказывали свое мнение о работе детского сада, писали пожелания и объявления. Данный забор был создан для выражения отрицательных эмоций, тревожного состояния, т.е. психологической разгрузки. Ребята тоже поучаствовали в данной акции.

Для детей средней группы было проведено развивающее занятие «Становимся добрее!». Целью занятия было - обучение навыкам взаимодействия со сверстниками, развить чувства сопереживания другому, профилактика деструктивного поведения, развитие памяти, развитие внимания, развитие мелкой моторики рук.

Среда. 23.11.2016г.

В третий день  открылся почтовый ящик для запросов родителей. Родители могли писать запросы и вопросы для педагога-психолога в письменной форме по направлениям:

- Какую консультативную информацию вы хотели бы видеть в уголках ваших групп?

- Какую информацию вы бы хотели получать на родительских собраниях?

- Преимущественно в каком направлении вы бы хотели, чтобы работал психолог с вашим ребенком?

Было получено 9 запросов адресованных педагогу-психологу (5 запросов), воспитателям (3 запроса), заведующему (1запрос).

Для подготовительной группы была проведена викторина “Мой любимый детский сад”. Цель: развитие внимания, памяти, речи, отработка быстроты реакции; развитие коммуникативных умений (слушать и слышать, воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому); сплочение детского коллектива; поднятие общего эмоционального тонуса; развитие представлений об окружающем мире (о детском саде).

Для педагогов проведен тренинг «Повышение профессиональной компетентности». Цель тренинга - стабилизация благополучного эмоционального состояния педагогов. Задачи тренинга - повышение профессиональной компетентности, развитие профессионально значимых качеств личности, навыков самопознания и рефлексии, формирование позиции успешного педагога.

Четверг. 24.11.2016г

Родители участвовали в конкурсе «Психолого-педагогическая копилка».  Предлагалось поделиться своими секретами воспитания ребенка в семье. «Как вам, дорогие родители, удавалось выйти из тех или иных ситуаций с вашим ребенком; справиться с магазинной истерикой; приводить с хорошим настроением ребенка в садик; убирать за собой игрушки, делиться игрушками; вовремя ложиться спать и др. Расскажите нам о своей системе воспитания. Может быть, именно ваш совет поможет некоторым  родителям наладить свои отношения с ребенком и найти конструктивный способ решения проблемы».

Для старшей группы была проведена викторина  “Мой любимый детский сад”. Цель: развитие внимания, памяти, речи, отработка быстроты реакции; развитие коммуникативных умений (слушать и слышать, воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому); сплочение детского коллектива; поднятие общего эмоционального тонуса; развитие представлений об окружающем мире (о детском саде).

Для младших воспитателей проведен тренинг на развитие эмоциональной устойчивости. Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

 

Пятница. 25.11.2016г

В последний  день  родителям было предложено оставить добрые пожелания сотрудникам детского сада  на «Дереве добра».Были  подведены итоги недели психологии: обсуждение мнений и пожеланий на «Заборе» и «Дереве», запросы родителей и впечатления сотрудников. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами.

 

 

для вас, родители!

 

Техника "РАССЕРЖЕННЫЕ ШАРИКИ"

При взаимодействии с детьми и их родителями достаточно часто приходится убеждаться в том, что не только дети, но и взрослые люди затрудняются в дифференциации различных эмоций. Эмоциональный язык для многих людей является «иностранным», хотя при этом человек расценивает эмоции как нечто личное, только ему принадлежащее, как часть своего «Я», и, следовательно, некая часть собственной индивидуальности остается для него чужой, неизведанной страной. Осознание эмоциональных реакций и состояний способствует познанию своей индивидуальности.

Научившись различать эмоции, человек сталкивается с проблемой выражения проявляемых им реакций. Задавая вопрос родителям, пришедшим на консультацию: «Какие способы безопасного выражения чувства раздражения и гнева вы знаете?» — мы выяснили, что взрослые способны перечислить лишь несколько вариантов, которые в лучшем случае являются заученной формой поведения, в худшем — являются таковыми только на словах.

В настоящее время повышенная раздражительность и агрессивность свойственны многим взрослым и детям независимо от их возраста и социального положения. Современным детям приходится сталкиваться с разводами, недостаточным вниманием к их проблемам со стороны родителей, вынужденных большую часть времени отдавать работе. Во многих случаях дети не чувствуют себя достаточно защищенными в среде, в которой они находятся.

Техника «Рассерженные шарики» служит для обучения адекватным способам выражения чувств раздражения и гнева. Данная методика проста и безопасна, психолог участвует в игре наравне с детьми, демонстрирует разные формы проявления этих эмоций и закрепляет безопасные способы выражения, выполняя различные упражнения. Ниже описывается одно из занятий, в котором используется данная техника.

Может применяться как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Цель:

научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

Задачи:

  • помочь ребенку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;
  • активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребенок мог увидеть, почувствовать, «услышать» раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл;
  • показать и научить безопасным способам выражения чувств гнева и раздражения;
  • закреплять полученные знания и навыки в повседневной жизни ребенка.

Материалы: надувные шарики всех цветов радуги по количеству участников; плакат «Способы выражения агрессии».

Плакат служит для визуального закрепления информации. Предложенные на плакате безопасные способы выражения агрессии дают достаточный набор адекватных способов поведения и отреагирования этих чувств.

До этого занятия дети уже познакомились с различными чувствами, в том числе и с раздражением.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Ребята, надуйте красные шарики и завяжите их. Представьте, будто надутый шарик — это тело человека, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева. Скажите, может ли сейчас (дети держат завязанные шарики) воздух входить и выходить из него?

Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека?

А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

Ребята, теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался. Что случилось с шариком?

Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?

Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.)

Ребята, если шарик — это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека.

Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

Давайте надуем еще один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился?

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?

Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

На нашем плакате есть полоска радуги такого же цвета, как и наши шарики. Какой это цвет? (Красный.)

Прочтите в красном шарике, что можно сделать, чтобы чувство гнева стало меньше. (Кувыркаться, купаться, колотить подушку, корчить рожицы перед зеркалом, красить, рисовать, крутить колеса — см. плакат.)

Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения.

Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.

 

 

«ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА»

Если вы наблюдали за детьми, то наверняка замечали, что одни дети по большей части спокойны, в то время как другие часто плачут и раздражаются, одни тепло реагируют на незнакомых людей, а другие кажутся очень стеснительными.

Устойчивый рисунок настроения и стиль поведения ребенка называют темпераментом.

Различия в эмоциях и стиле поведения уже очевидны в первые несколько недель после рождения и остаются значимыми на протяжении всей жизни.

Темперамент имеет три основных свойства - эмоциональность, активность и общительность.

Свойства темперамента врожденные, но зачастую они зависят от окружения, в котором развивается ребенок.

Темперамент – основа поведения ребенка

Родители, не зная об особенностях темперамента, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких–либо нарушений? Знание поведенческих проявлений различных типов темпераментов поможет родителям избежать ошибок в воспитании.

Еще в Древней Греции были обозначены четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Дети – холерики

Являются активными, подвижными и общительными. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Такие дети любят много говорить, быстро вступают в контакт с другими взрослыми и детьми. Подвержены быстрой смене настроения. Нередко они бывают несдержанными и агрессивными, особенно если родители их не понимают. С таким ребенком в играх желательно предусмотреть возможность его проигрыша и показать, что часто, прежде чем сделать, надо подумать. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоился, объясняя последствия его поступка.

Дети – сангвиники

Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Родителей беспокоит рассеянность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик. В играх любит лазать, ползать, бегать. Быть «непостоянным» - не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Удерживать внимание ребенок может научиться с помощью взрослого, который отдает ему много времени в совместных занятиях; необходимо предлагать ему игры, требующие точности и сдержанности.

Дети – меланхолики

Часто бывают задумчивыми и грустными. Если такой ребенок расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но с теми, кого любит, открыт и доверчив. Часто рассуждает «как маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. У ребенка должен быть в семье человек, которому он мог бы полностью довериться. В совместных занятиях с участием ребенка-меланхолика лучше не использовать соревновательные игры.

Дети – флегматики

Медлительный молчун, спокойный. Любит несколько игрушек, мало двигается, любит порядок, тщательно складывает игрушки, одежду. Пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявлять быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Запоминает информацию, новые правила медленно, но надолго и редко ошибается. У такого ребенка надо постепенно развивать активность и подвижность, включая игры с малой, потом средней, а потом высокой подвижностью; учитывать низкий темп выполнения заданий.

Темперамент ребенка лучше не переделывать, а изучать, учитывать в выборе игр для него и в общении с ним. Важно помнить: темперамент – прежде всего данное природой, а природа, как известно, редко ошибается.

У каждого ребенка есть свой запас качеств и свойств, помогающих сохранить ему свою индивидуальность и неповторимость!

 

 

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов для детей 5–6 лет

 

Цель: развитие и коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

- продолжать развивать умение ориентироваться в заданиях педагога;

- формировать умение грамотно строить ответы на вопросы педагога, используя в речи простые распространённые предложения, ориентируясь на формулировку вопроса;

- совершенствовать умения работать с наглядностью по теме.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) ;

- коррекция и развитие памяти;

- коррекция и развитие зрительных восприятий, слухового восприятия, тактильного восприятия;

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) ;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;

- коррекция фонематического внимания, слуха;

- коррекция и развитие пространственных представлений;

- развитие речи.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к заданиям;

- воспитывать самостоятельность, уверенность в себе;

- воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, помогать, трудолюбие) .

Оборудование: полянка с цветами, игрушка Маша и Медведь (из мультфильма «Маша и Медведь», картинки животных, картина для запоминания, пособие «Лабиринт», пособие «Выдели нужное», счетные палочки, контейнеры от киндер сюрпризов, наполнители: фасоль, манка, мелочь, вата.

Ход занятия:

1. Организационный момент занятия.

Сегодня мы отправимся с тобой в путешествие. Видишь, с одной стороны полянки стоит Маша, а с другой стороны Мишка. Маша хочет дойти к Мишке. Давай ей поможем.

2. Основная часть:

Чтобы Маше дойти к Мишке, ей нужно пройти по вот этой полянке. Первая остановка – красный цветок (ребенок ставит игрушку Маши на красный цветок). Чтобы перейти на другую остановку нам надо выполнить задание. Ребенку дается задание на развитие зрительной памяти «Запомни, что нарисовано»(Приложение 1). В течении 2 минут ребенок рассматривает картинку, а потом отвечает на следующие вопросы:

1. Чью семью изобразил художник?

2. Сколько в ней детей? Кто из взрослых дома?

3. Сколько всего длинноухих на картинке? Сколько среди них игрушечных?

4. Кто в семье младший – брат или сестра?

5. Чем занята мама? Что она держит в лапе? Во что одета?

6. Что ты увидел на полках книжного шкафа?

7. Сколько ящиков в письменном столе?

8. Какие игрушки лежат на полу? Какое время суток на дворе – день или вечер?

Вторая остановка. Теперь Маше нужно встать на желтый цветок (ребенок переставляет Машу на соответствующий цветок). Задание на развитие внимания. Игра «Лабиринты». А теперь проведи линии от животных и ты узнаешь, кто что кушает. (Приложение 2) .

Третья остановка – синий цветок. Задание на развитие пространственной ориентировки, повторение пространственных предлогов и наречий. Заранее под цветочки прячутся картинки с животными. Ребенку предлагается угадать, кто спрятался под цветами.

- Посмотри, кто спрятался в левом верхнем углу?

- Кто находится в правом нижнем углу?

- Кто находится между?

- Кто находится над?

- Кто находится под?

- Где находится белка?

- Где находится медведь?

- Кто здесь лишний? Почему ты так решил?

Физкультминутка. Игра «Ёлочки-пенёчки». Когда ребенок слышит слово «ёлочки» - надо встать и поднять ручки вверх, когда слово – «пенёчки» - присесть.

Четвёртая остановка - розовый цветок. Задание на развитие восприятия, памяти, мышления. Игра «Выдели нужное» - даются рисунки предметов, нарисованных друг на друге, надо найти определенное изображение (Приложение 3)

Пятая остановка - зеленый цветок. Задание на развитие мышления, умение обобщать слова в группы:

Окунь, карась, щука – это (рыбы) .

Шкаф, диван, кресло – это (мебель) .

Июнь, июль, август – это (летние месяцы) .

Малина, земляника, смородина – это … (ягоды) .

Зима, весна, лето, осень – это (времена года) .

Ложка, тарелка, ложка – это … (посуда) .

Саша, Коля, Маша – это … (имена) .

6 остановка - фиолетовый цветок. Задание на развитие логики, мышления «Счётные палочки», мелкой моторики.

-сложи букву Л, Ш (или гору, расческу с 3 зубчиками) .

-преврати букву Л в треугольник, добавив палочку.

-преврати букву Ш в квадрат, не добавляя палочек.

-преврати квадрат в домик, добавив две палочки.

- разбери домик и построй лесенку.

7 остановка – белый цветок. Задание на различение звуков. У ребенка и у педагога находятся по 4 одинаковых контейнера из-под киндера- сюрприза. В каждом есть свой наполнитель. Педагог шумит одним контейнером и просит ребенка найти у себя такой же по звучанию.

Наша Маша дошла до домика Мишки.

Подведение итогов занятия.

- Что мы делали на занятии?

- Что тебе больше всего понравилось?

Оценивание работы воспитанника на занятии.

 

 

Игровые техники в помощь психологу при адаптации ребенка в детскому саду

Реализация представленных игровых техник облегчитадаптацию детей к новым социальным условиям, к условиям детского сада, поможет им адекватно воспринимать себя и других детей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности. Данные игры могут быть включеныпсихологом в различные занятия с детьми, а также могут использоваться при работе садаптационной программой для детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.

Игры для адаптации ребенка в детском саду

Игра 1. «А меня зовут ...»

Цель:

- развивать желание познакомиться, учить вежливо обращаться друг к другу;

- развивать чувство единства, причастности к группе.

Оборудование: цветок или мяч.

Ход игры

Каждый ребенок, стоя в кругу, обращается (поочередно) к своему соседу справа, передает ему цветок или мяч, называет свое имя и по желанию немного рассказывает о себе.

Игра 2. «Луна»

Цель:

- учить запоминать имена детей группы;

- развивать единство, удовольствие от пребывания в центре внимания.

Ход игры

Дети сидят по кругу на ковре. Ребенок, который сидит справа от психолога, говорит свое имя и хлопает в ладоши так: «Ма-ри-на», а дети всей группы повторяют за ним это имя, как эхо. Суть игры заключается в многократном повторении имени каждого ребенка, что способствует точному запоминанию его всеми детьми.

Подвижная игра 3. «Улитка»

Цель:

- продолжать знакомить детей друг с другом;

- развивать внимание, память, умение отвечать на сигнал.

Ход игры

Дети произвольно двигаются по комнате, а на сигнал: «Улитка», все - приседают, затем дети называют поочередно свое имя, и становятся в позицию улитки. Затем дальше продолжают двигаться по комнате. Игра продолжается пока все не назовут имена.

Игра 4. «Большое дерево»

Цель:

- учить чувствовать, что вместе, в группе лучше и играть, и учиться, и работать, и отдыхать;

развивать положительную мотивацию к посещению детского сада.

Ход игры

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, образуя большое, сильное дерево. Прислушиваются, как шелестят его листья, когда дует ветер (дети вместе раскачиваются). Чувствуют, как оно живет, дышит (дышат вместе: шаг вперед - вдох, поднимают руки; шаг назад - выдох, опускают руки).

Приходим к выводу: «Когда мы вместе - нас много, и мы большое, крепкое дерево».

Игра 5. «Поезд»

Цель:

- закреплять умение знакомиться различными способами;

- развивать слуховое восприятие, координацию движений;

- способствовать нейтрализации негативной эмоциональной энергии и агрессивного поведения.

Ход игры

Психолог: Сейчас мы с вами создадим поезд. Сначала я буду «паровозом», и когда буду ехать по кругу, то буду хлопать в ладоши и говорить имя: «Иван, Иван - едем!» Я сделаю круг, а теперь на мое место становится кто-то из вас, а я стану, как и вы, вагончиком - прицеплюсь к «паровозом».

Теперь он поедет, а мы все вместе проговариваем его имя: «Антон, Антон-едем!» И так до тех пор, пока все дети по очереди не побудут в роли «паровоза» и не примут участие в игре.

Игра 6. «Морской банан»

Цель:

- развивать чувство единства, сплоченности;

-  навыки самоконтроля и коммуникабельности.

Ход игры

Играют группами по пять детей, сидя на скамейке. Психолог перед началом игры объясняет, что морской банан - это резиновая лодка, по форме несколько похожа на банан. Предлагает детям представить, что они катаются на морском банане: для этого они должны крепко держаться друг друга за локти, чтобы не разорвалась цепочка и никто не упал в воду. По команде психолога дети наклоняются вправо, влево. Задача: не потерять никого из «пассажиров», и не сделать никому больно. Если кто-то «падает» с банана, все вместе должны проговорить его имя.

Игра 7. «Клубочек»

Цель:

- закрепить знания детей друг о друге, их умение обращаться к товарищам по имени, участвовать в коллективной игре;

- вырабатывать положительное отношение к посещению детского сада.

Ход игры

Психолог стоит в центре круга, образуемого всеми детьми группы. Он выполняет роль клубочка. Один из малышей первый подходит к психологу, берет его за руку; в это время вся группа называет вместе имя ребенка; затем то же делает второй ребенок, беря за руку уже первого ребенка и «наматываясь» вокруг «клубочка» - психолога. Игра заканчивается, когда последний ребенок «намотается» вокруг клубочка. Вывод, к которому должны прийти дети: «Вместе- хорошо; меня все знают, и я знаю всех».

Игра 8. «Отгадай, кто тебя позвал»

Цель:

- закрепить навыки положительного социального поведения;

- дифференцировать слуховое восприятие, соотнося человека с его голосом.

Ход игры

Играют по двое детей, третий ребенок - ведущий. Дети, каждый по очереди, называют ведущего по имени. Задача ведущего, который стоит к ним спиной - отгадать, кто его позвал.

 

 

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ»

 

Что такое детские страхи: повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых? Понять причины детских страхов – значит помочь нашим детям избавиться от них.

Страхи появляются постепенно как результат развития интеллекта и воображения ребенка. В каждом возрасте наблюдаются «свои» страхи. В раннем возрасте дети пугаются незнакомых людей и обстановки; в младшем дошкольном возрасте – сказочных персонажей, одиночества, темноты; в старшем дошкольном возрасте – смерти, огня, животных, страшных снов и наказания. Это легко объяснить врожденным инстинктом самосохранения.

Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но бывает, когда страхи накапливаются: ребенок растет, и страхи растут вместе ним. В результате возникают тики, навязчивые движения, заикание, энурез, плохой сон, раздражительность, агрессивность – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх. Чтобы помочь «маленькому трусишке», следует понять причины, повлекшие за собой появление страхов.

Откуда     берутся  страхи?

Это могут быть:

  • Особенность родителей. Когда они сами многого боятся и не уверены в жизни.
  • Чрезмерная опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, трудно приспособиться в жизни без «защитного скафандра», и ему везде начинают мерещиться опасности.
  • Безразличие и невнимание к ребенку. Предоставленный самому себе, лишенный эмоционального принятия, ребенок многое понимает не так, а что-то не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в виртуальном мире, который сам себе нафантазировал.
  • Неблагополучная обстановка в семье. Это - конфликты между родственниками на глазах у детей, атмосфера недоверия и отчуждения между окружающими. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка.
  • Суровые запреты и наказания. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать нас любить, он переносит свой страх на других людей, предметы или ситуации.
  • Травмирующий личный опыт. Неприятное событие, происшедшее с ребенком, сильный испуг. Например, ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю жизнь.
  • Бесконтрольный просмотр телевизионных программ.

Задача  родителей  помочь  ребенку  справиться  со страхами

и почувствовать  уверенность  в себе!

Взрослые ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Раз даже сильный и смелый папа в детстве боялся, а потом сумел преодолеть свой страх, значит, еще не все потеряно! Такие истории можно и придумывать, стараясь делать их смешными. Если же страхи зашли очень далеко, помочь ему может только специалист, который посоветует, как действовать в конкретном случае.

 

 

“МОЖНО” И “НЕЛЬЗЯ” В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Первые правила входят в жизнь ребенка со словом «нельзя»: нельзя трогать, брать, делать. Нельзя колоть себя булавкой, трогать огонь – будет больно тебе; нельзя толкать другого, ломать его вещи – будет больно (физически или психологически) другому. Некоторые «нельзя» меняются по мере взросления ребенка: малышу нельзя трогать ножницы, а дошкольнику - можно.

По большому счету нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому человеку или его окружению, все остальное – можно.

Порой ребенок не понимает слово «нельзя». Чтобы этот период прошел в жизни семьи относительно спокойно, рекомендуется соблюдать несколько правил.

  • В жизни каждого ребенка должны быть правила (ограничения, требования, запреты).
  • Правил не должно быть слишком много (это те «нельзя», которые опасны для жизни и здоровья ребенка).
  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (например, детям больше, чем взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы).
  • Правила должны быть согласованы взрослыми между собой (если мама запрещает, а папа разрешает, то ничего не получится).
  • Интонация, в которой сообщается запрет, должна быть дружественной, а не повелительной.
  • Правила должны выполняться всегда, независимо от настроения взрослых.

Обучать ребенка реагировать на ограничения этому надо как можно раньше. Как только ребенок пытается совершить то, что «нельзя» (например, покрутить на газовой плите краники), взрослый отдаляет ребенка от запретного и, глядя ребенку в глаза, говорит строго «нельзя».

Если в дошкольный период ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то у него не формируется способность самому (произвольно) управлять своим поведением. Вседозволенность возникает тогда, когда дети чувствуют: родители не в силах настоять на своем. Правила должны иметь четкие границы.. Если что-то не сразу получается, запаситесь терпением. Нужно помногу раз повторять одно и то же, прежде чем ребенок вырастет приспособленным к жизни человеком.

Чем более конкретны «можно» и «нельзя»,

тем проще ребенку понять, чего вы от него хотите!

 

 

«НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ»

Ваш ребенок плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти выход из жизненной ситуации, хочет получить готовые ответы без собственных усилий? Узнаете? Да - это примерный портрет социально неуверенного человека. Его главная проблема не в том, что он не может взаимодействовать с окружающими (с социумом), а в том что он не может гармонично взаимодействовать с самим собой!

Портрет социально неуверенного ребенка:

  • · говорит тихо, невнятно, делая большие паузы, или громко и сбивчиво;
  • · необщительный,отказывается общаться с незнакомыми людьми;
  • · часто плаксив, апатичен;
  • · трудно выражает словами, что чувствует;
  • · не может (или с трудом) называет себя по имени, ласково;
  • · малоподвижен, старается быть незаметным;
  • · мимика либо вялая, либо «буря эмоций»;
  • · отводит глаза, не выдерживает взгляда;
  • · играет в одиночестве;
  • · трудно расстается с родителями или родственниками;
  • · не может высказать свое мнение, не может сказать «нет»;
  • · проявляет беспомощность в трудных ситуациях.

Социально неуверенным детям трудно приспособиться в группе детского сада. Как правило, они имеют проблемы и в школьном коллективе. Позднее проблема будет сопровождать его и во взрослой жизни.

Для решения проблем адаптации ребенка в коллективе, для повышения его уверенности в собственных силах необходимо, чтобы ребенок находился в атмосфере любви и понимания. Ему необходимо иметь о себе положительное представление. Это состояние, когда ребенок:

  • чувствует собственную значимость;
  • испытывает уверенность при выполнении какого-либо дела;
  • убежден, что нравится другим людям.

Чтобы помочь ребенку, необходимо укреплять его уверенность в себе. Нужно понять и принять индивидуальность ребенка, его личностные особенности. Ребенок должен знать, что он неповторим и самобытен.

Поддержите ребенка, создайте положительный психологический климат, окружите его заботой и вниманием! Помните, если ребенок доверяет себе, его поведение при решении трудных ситуаций будет уверенным и адекватным. Нужно видеть, слышать и чувствовать ребенка, и тогда он испытает необходимость

и радость от общения с другими детьми!

 

 

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.
  2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  3. Задать неожиданный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою    просьбу (нейтральным тоном).
  9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

1.  Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.

2.  Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймёр, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

3.  Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

4.  Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.

5.  Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

6.  Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания

 

"Какой метод эффективнее - похвала или наказание?»

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется: хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Работа не получает одобрения, если нет результата, удовлетворяющего взрослого.

В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность - неудача преодолима. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. « Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь...», « Правильно!», «Хорошо!», «Молодец, ты меня радуешь!» - эти формулы стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию.

Нам могут возразить: замечания, укоры, угрозы, наказания повышают эффективность. Может быть, но срок этих мер кратковременен, у большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, а тревога и боязнь гнева провоцируют новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создаёт иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на том, что страх - достаточный мотив для достижения какого - то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная) обычно даёт обратный эффект.

Поэтому чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.